Статьи

Текучесть Нефти

1.08KПредставления

Нефть – топливо мировой экономики, достигло ценового минимума на этой неделе, опустившись до рекордно низких ценовых значений. В чем же источник данного явления, кто заинтересован в низких или наоборот высоких ценах на нефть?

Ситуация отражает сложность и многофакторность всей топливно-энергетической структуры, сложившейся после кризиса 2008 года. Состояние нефтяного рынка сегодня, во многом обусловлено появлением «дорогих» технологий нефтедобычи, одной из которых является получение нефти из сланцев.

Развитие технологии добычи сланцевой нефти позволило увеличить ее производство в США в два раза за последние 5 лет. В результате импорт черного золота в США снизился на 3.1 млн баррелей в сутки.

В апреле США добывали 8.3 млн баррелей в день, самый высокий показатель с 1988 года. В октябре объемы добычи составили уже 8.9 млн баррелей. Стоит предположить,  что в декабре объемы добычи превысят 9 млн баррелей в сутки, а в 2015 году могут составить в среднем 9.5 млн баррелей – это самые большие объемы добычи нефти в США начиная с 1972 года. Тем не менее, сланцевая революция это не только значительные объемы добычи, но и более 120 тысяч новых рабочих мест, созданных с 2007 года – вклад в снижение уровня безработицы в США. «Сланец» это и приток колоссальных инвестиций и строительство массивной инфраструктуры внутри страны – трубопроводов, перерабатывающих заводов, производство различного оборудования, комплектующих, а также сервисное обслуживание всей соответствующей «энергетической системы».

Точка безубыточности для нефти добываемой из сланцев в США – около 50 долл., для некоторых месторождений этот показатель выше и может достигать 70-80 долл. за баррель.  Поэтому многие американские нефтяные компании продолжат реализовывать проекты, даже если мировые цены на нефть упадут до 50 долл. за баррель. Затем, в течение года стоит ожидать сокращение нефтедобычи в США, на 500 тыс баррелей в сутки.  При текущем снижении цен многие компании уже корректируют планы на ведение разведки новых месторождений, так количество лицензий на бурение снизилось на 40%.

В результате обвала цен на черное золото пострадает разработка перспективной технологии добычи нефти из битуминозных (нефтяных) песков, запасы которых в полтора – два раза превышают общие мировые запасы сырой нефти. Получение одного барреля нефти из битуминозных песков в Канаде обходится примерно в 85 долларов. А объем добычи составляет около 2 млн баррелей в сутки.

В хранилищах США в настоящее время находится до 380 млн баррелей. Это наибольшее количество нефти в хранилищах на начало зимнего периода (для сравнения в декабре 2013 – 357 млн  и в декабре 2012 – 330 млн соответственно). Но, исходя из прогнозов, в этом году зима будет теплее, расходы на инфраструктуру и на отопление должны уменьшиться. Поэтому в США по-прежднему будет избыточное количество энергоресурсов, а нефти в хранилищах больше чем в прошлом году.

Промышленность США имеет хорошие шансы роста, в связи с новыми низкими ценами на энергоресурсы. По мнению экспертов, снижение цены на нефть на 30% может способствовать росту наиболее развитых стран на 0.8%, в США – на 0.5%.  Снижение цены на 10 долларов обеспечивает рост потребления на 0.2%.

Однако, согласно опросам общественного мнения, потребители США в ближайшее время не отреагируют на снижение стоимости энергоресурсов быстрым  повышением спроса. В ноябре 2014 отмечено небольшое повышение потребительских расходов (в пределах 2-3% ) по сравнению с ноябрем 2013. СМИ и масс-медиа внесли свой вклад в такое положение дел, напугав всех до безумия, постоянно напоминая о новом витке кризиса. В результате потребители стали намного осторожнее и опасаются «жить на широкую ногу».

США в какой-то мере сами в прошлом спровоцировали рост цен на нефть, начав военные действия на Ближнем Востоке. После повышения цен на энергоресурсы США оказались в ситуации падающего спроса, растущего дефицита бюджета и огромных расходов на военную машину. Дорогие энергоресурсы способствовали снижению развития американской экономики и росту внешнего долга. Америка по многим экономическим критериям была загнана в угол дорогой нефтью, поэтому за последнее десятилетие американцы, как и другие потребители сделали шаг в сторону избавления от нефтяной зависимости.

Спрос на нефть в 2015 году будет снижаться в ряде стран. ЕС и Япония уменьшат импорт черного золота на 0.12 и 0.14 млн баррелей в сутки соответственно. Тем не менее, со временем потребители отреагируют на новые условия, ожидается глобальное увеличение спроса на 0.9 млн баррелей в сутки. Львиную долю этого объема будет закупать КНР – дополнительные 0.35 млн баррелей в сутки.

Влияние на мировой рынок нефти может оказать Ливия – в сентябре добыча нефти в стране достигла значения в 1 млн баррелей в сутки, затем снизившись до 0.5 млн в ноябре из-за внутренней нестабильности. Однако, предполагается, что в 2015 году ливийскому правительству удастся удержаться у власти, и тогда объемы производства могут достигнуть значений в 1- 1.5 млн баррелей в сутки. Никто не может с уверенностью предсказать развитие ситуации в этой «горячей точке» мира, находящейся в состоянии гражданской войны. Сейчас же сам факт восстановления нефтедобычи после свержения Муаммара Каддафи создает нестабильность на рынке.

Еще одним ощутимым игроком в 2015 году может стать Иран. Руководство Ирана выражает огромную надежду на то, что Запад ослабит санкции против страны. Это позволит увеличить добычу иранской нефти до 4 млн баррелей в сутки. В настоящее время Иран получает всего 3 млн баррелей в сутки, из них экспортирует около 1 млн баррелей.

Добыча нефти в Ираке сократилась из-за активности «Исламского государства» внутри страны. Падение составило 1 млн баррелей – с планировавшихся 4.5 млн баррелей до 3.7 млн баррелей в сутки. Нестабильность, слабость Иракского правительства, сложность противостояния ИГ, также  и другие факторы заставляют США искать пути стабилизации ими же и порожденного хаоса. Но США ослаблены и не могут вести наземную операцию в Ираке против «Исламского государства», поэтому максимально стараются поддержать любые силы, борющиеся с ИГ. Для финансирования сопротивления, иракское правительство по совету США, позволило курдам самостоятельно экспортировать нефть. С января 2015 поставки в Турцию составят 250 тыс баррелей в день. Время покажет, поможет ли это появлению нового государственного образования на карте мира – Курдистана.

Снижение цен на энергоресурсы способствовало бы укреплению США на многих направлениях. Среди них – не только экономическая выгода, но и более сильная позиция в стратегическом противостоянии с Россией, большее влияние на Ближнем Востоке,  сдерживание Ирана, а значит и большие возможности по влиянию на Китай. Для США, которые в условиях ограниченных экономических и военных ресурсов пытаются воевать с ИГ, планируют «возврат в Азию», поддерживают Украину и никак не справятся с Афганистаном – это шанс получить дополнительные силы. Тем более, в Вашингтоне давно поднимали вопрос возрастающего финансового, а значит и политического влияния стран экспортеров нефти, несущего угрозу американскому господству. В этом смысле, относительно дешевая нефть – стратегическая задача США, могущая ослабить их соперников.

Китай, как один из крупнейших потребителей энергоресурсов, также не заинтересован в высокой цене на них. При замедлении темпов роста китайской экономики с планировавшихся 7.8-8% до 7.3%, правительство КНР как никогда раньше ищет новые возможности для поддержания роста. Одной из них является повышение внутреннего спроса, которое несомненно произойдет при понижении цены барреля. В КНР чрезвычайно остро стоит проблема экологического загрязнения, поэтому китайцы принимают меры по снижению вредных выбросов и планируют использовать природный газ в больших объемах. Цена голубого топлива привязана к нефти и автоматически становится ниже сейчас при падении цен на нефть. Что позволит Китаю легче «перейти» с угля на более экологически чистые энергоресурсы (российский газ). До сих пор в китайской экономике используются большие объемы угля, его сжигание – одна из причин почему китайские мегаполисы часто окутаны едким облаком смога.

Резкое падение цен на нефть застало многие страны врасплох. Страны ОПЕК и другие экспортеры черного золота планировали свои бюджеты исходя из цены намного превышающей нынешнюю отметку в 60 долл. за баррель, теперь же Нигерия, Венесуэла и даже Саудовская Аравия заявляют о вынужденном пересмотре бюджета.

Очевидно, что страны ОПЕК, Россия и другие экспортеры будут сопротивляться снижению цен, привыкнув к большим поступлениям в бюджет, обеспечивая многие социальные и экономические проекты и наблюдая за тем, как тает их финансовая стабильность. Однако и не будут резко снижать объемы добычи. Снижение цен на нефть – хотя и несет финансовые потери, но всё же хороший шанс для замедления развития дорогих сланцевых проектов и альтернативных источников энергии. В мире многие страны хотели бы  следовать примеру США, сумевших за несколько лет резко поднять добычу сланцевой нефти, сократив объем импорта и «прикрыв тыл» американскому рынку энергоресурсов. А при устойчиво высокой цене за баррель сланцевая нефть в будущем серьезно потеснила бы традиционных экспортеров. Ни одна из сторон не заинтересована в потере доли рынка – переговоры обещают быть длительными. С учетом того, что Ирак, Саудовская Аравия и Кувейт сделали очень серьезные скидки азиатским потребителям (доходят до 3-4 долл. за баррель), ОПЕК в ближайшей перспективе ставит на понижение цены. После заявления Генерального секретаря ОПЕК о том, что организация не будет снижать квоты на добычу даже при падении цены до 40 долларов, очевидно, что организация стран экспортеров всерьез решила поиграть мускулами с крупнейшими мировыми державами. Означает ли это начало ценовой войны, покажет время – ход за США и Россией. Теоретически, страны экспортеры вполне могли бы залить рынок дешевой нефтью, оттеснить часть конкурентов и, в конечном итоге, откусить большой кусок рынка.

Справедливо было бы предположить, что в долгосрочной перспективе нефть должна в конечном итоге балансировать в определенном ценовом корридоре, когда не будет ни откровенного минимума ни былого максимума. Для США было бы выгодно зафиксировать цену в 70-80 долл. За баррель, стимулируя экономику, развивая сланцевые проекты. Для экспортеров – не опускаться ниже 50-60 долларов. С учетом общего перепроизводства черного золота, значительных объемов запасов и замедленной реакции нефтедобывающих компаний, цена барреля может кратковременно упасть до дна в 50 долларов, средняя же цена в 2015 году скорее всего составит 70 долл. за баррель.

Добавить комментарий