МнениеСтатьи

Украинских военных ждет проблема нехватки кадров

4.75KПредставления

Петр Порошенко подписал указ об увольнении в запас призывников, выслуживших свой срок, и призыве новой партии. Возвращение молодых людей домой может сказаться как на политической обстановке, так и на качестве украинской военной машины: набрать призывников для Украины с ее людскими ресурсами не проблема, однако заменить убывающих специалистов и толковых командиров становится некем.

Украинское командование готовится увольнять в запас первую партию военнослужащих, мобилизованных в прошлом году с началом войны на территории бывшей УССР.

«С 18 марта начнется процесс демобилизации. Подходы следующие: человек должен находиться в строю год минус 10 дней со дня прибытия в военный комиссариат для прохождения службы за мобилизацией. То есть если 20 апреля человек прибыл в военный комиссариат для отправки в войска, то 10 апреля он должен уже быть уволен в запас по демобилизации», – заявил замначальника департамента информационных технологий украинского минобороны Сергей Галушко.

Одновременно украинский президент Петр Порошенко подписал указ о сроках проведения очередных призывов граждан Украины на военную службу и увольнении в запас военнослужащих в 2015 году. «Призвать на срочную военную службу пригодных по состоянию здоровья к военной службе в мирное время граждан Украины мужского пола, которым ко дню отправления в военные части исполнилось 20 лет, и старших лиц, не достигших 27-летнего возраста и не имеющих права на освобождение или отсрочку от призыва на срочную военную службу в апреле – мае 2015 года и в октябре – ноябре 2015 года», – говорится в тексте указа.

Частичная мобилизация на Украине в 2015 году пройдет в три волны, как и в прошлом году. В рамках первой в этом году и четвертой за два года волны мобилизации планируется призвать на службу около 52 тысяч человек. Всего в 2015 году в вооруженные силы могут быть мобилизованы около 104 тысяч человек, общую численность армии киевские власти планируют увеличить до 250 тысяч.

Мобилизация происходит с большими проблемами и уголовными скандалами, регулярными протестами и бегством молодых людей призывного возраста из страны. Открывают уголовные дела против берущих взятки военкомов, журналистов, высказывающихся против призыва.

26 января ФМС по просьбе президента Владимира Путина продлила срок пребывания украинцев призывного возраста в России.

Напомним, на прошлой неделе началась массовая мобилизация в ДНР. Власти ДНР неоднократно подчеркивали, что мобилизация будет добровольной, никто не будет рассылать повесток. Между тем в результате мобилизации ополчение рассчитывает довести свою численность до 100 тыс. с нынешних 7–15 тыс. (точные цифры не раскрываются). Волонтерам обещают обмундирование, обучение и денежное довольствие.

В то же время представитель министерства обороны ДНР Владислав Бриг сообщил, что Донецкой и Луганской народным республикам необходимо набрать 30 тыс. человек для удержания позиций.

Количество не заменит качество

По состоянию на начало прошлого года население Донецкой области составляло 4,3 млн человек, Луганской области – 2,2 млн. По данным ООН на январь этого года, 921 тыс. человек зарегистрированы украинскими властями как внутренне перемещенные лица, а 600 тыс. человек стали беженцами в других странах. Эти цифры постоянно меняются. Значительная часть беженцев уехала обратно, однако по мере эскалации боевых действий в Новороссии поток беженцев снова начал расти. Сейчас на территории, контролируемой ДНР, живут порядка 2,3 млн человек, на территории ЛНР – 1,2 млн.

При полной мобилизации и переводе страны на военные рельсы государство может поставить под ружье порядка 8% населения. Если это будет сделано в Новороссии, республики смогут выставить порядка 250–300 тыс. бойцов.

Современное государство Украина обладает многократно большими ресурсами. Актуальные данные по численности населения в последнее время не озвучивались. На январь прошлого года это число составляло порядка 42 млн (заметим, в начале 2000-х в этом постсоветском государстве насчитывалось около 48 млн жителей). В течение прошлого года 1,9 млн крымчан стали гражданами России, 3,5 млн человек живут на территории ДНР и ЛНР, 600 тыс., как уже говорилось, имеют статус беженцев в других странах. Еще несколько миллионов – точных данных нет – граждан Украины регулярно проживают и работают за рубежом, в частности, по данным российских властей, более 2 млн – в России. То есть число проживающих на контролируемой Киевом территории граждан постсоветской Украины можно оценить примерно в 32–33 млн человек. Даже 1% от этого числа – такой уровень считается приемлемым для армии мирного времени – даст украинским властям более 300 тыс. военнослужащих, что количественно будет сравнимо с численностью армий Новороссии после полной мобилизации в последней. Однако при таких сопоставимых значениях численности личного состава играют роль такие факторы, как боевая выучка военнослужащих, таланты и опыт военачальников, качество вооружения, система обеспечения и т. д. Если же в Киеве найдутся политики, поставившие задачу задавить сопротивление массой, то Украина при объявлении военного положения и полной мобилизации сможет выставить более миллиона военнослужащих. Это, к слову, превышает численность Российской армии (766 тыс., до реформ – почти миллион военнослужащих).

Опять же, для сравнения, российский военный бюджет при численности армии в 766 тыс. военнослужащих составляет порядка 72 млрд долларов. Украинский военный бюджет на этот год даже после урезания социальных расходов и перекидывания всех доступных ресурсов на войну составил порядка 3 млрд долларов. Если бы соотношение между расходами на оборону и численностью армии у постсоветской Украины было бы как в России, то в ВСУ служили бы 30 тыс. человек. Но дело не только в количестве вооружения, но и в обучении военнослужащих обращению с современным оружием.

«В конце марта первые уволенные в запас могут начать возвращаться обратно, – сказал газете ВЗГЛЯД редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. – Это будет оказывать влияние на политическую обстановку на Украине. А молодежь надо учить. По советским стандартам индивидуальная подготовка солдата в учебном подразделении – шесть месяцев. Сейчас в России учат четыре месяца. Не думаю, что они сумеют качественно подготовить новобранцев в разумные сроки. А ведь еще, чтобы подразделение было подготовленным, надо провести боевое слаживание, начиная с экипажа и заканчивая бригадой. Для этого нужен по меньшей мере один период обучения. В противном случае у них боевая выучка так и останется на крайне низком уровне».

«ВСУ наращивают численность, пытаются укомплектовать существующие бригады, формируют новые бригады. Но вопрос еще в том, что у них существенная неукомплектованность в вооружении и военной технике. Новые бригады они уже называют не механизированными, а мотопехотными – на грузовиках», – добавил эксперт.

Он также обратил внимание, что по мере того, как из ВСУ будут выбывать специалисты (механики-водители, операторы сложных систем вооружения и т. д.), младшие командиры, офицеры звена взвод – рота, заменять их будет все труднее и труднее.