ЗдоровьеНовости

Луганскими онкологами проведена первая послевоенная профильная операция

3.8KПредставления

Онкология – одно из самых актуальных, к сожалению, для нашего региона медицинских направлений. На Луганщине до войны находилось 46 тысяч онкологических больных, и еще около 7 тысяч человек с первично выявленным раком ежегодно ставилось на учет. 12,5-13 тысяч пациентов в год госпитализировали в онкологический диспансер, где каждый год, в среднем, проводилось 6,5 тысяч оперативных вмешательств.

Нашим потребностям соответствовал и уровень, некогда областного, медицинского учреждения, специализировавшегося в онкологии. Оттого далеко за пределами Луганщины славились и наши специалисты, и Луганский онкологический диспансер, оказывавший профильную помощь не только жителям всей территории Луганской области, но и приезжим из разных регионов Украины¸ и даже Российской Федерации.

Именно это лечебное учреждение, в результате, оказалось в числе самых пострадавших от рук украинских карателей, особенно в период боев за Луганский аэропорт. Но беспримерная преданность долгу у наших медиков оказалась превыше страха за собственную безопасность: онкологический диспансер, несмотря на жесточайшие бомбежки, работал вплоть до начала июля. Даже когда всех пациентов, кого можно было, временно отправили по домам, а наиболее тяжелых пациентов перевели в областную клиническую больницу, медики онкодиспансера оставались на рабочих местах, и хирурги делали операции, только теперь уже пострадавшим от боевых действий, при этом тяжелейшим. На тот момент именно здесь были сконцентрированы самые лучшие хирурги и самое лучшее оборудование, поэтому все операционные были готовы к приему, и принимали раненых.

И только ночью с 3 на 4 июля был окончательно эвакуирован персонал больницы, когда пребывание в ней стало совсем невозможным. На этот период пациентов не бросили: онкологи оказывали срочные оперативные вмешательства на базе региональной клинической больницы. К тому моменту онкологию бомбили практически каждый час…

Последствия тех страшных дней хорошо заметны еще и сейчас. Над химиотерапевтическим отделением сильно разрушена крыша, во многих отделениях больницы, в том числе реанимационном, осколками посечены внутренние стены, дотла сгорела хозпостройка, в отделении гистологии и морге вынесены взрывом куски стены, много было выбито оконных стекол. Серьезно пострадала и часть медицинского оборудования – того, что никак не возможно было эвакуировать из здания: аппарат для внутриполостного лучевого лечения, компьютерный томограф и т.д. Но к концу октября диспансер не только заработал, но даже была проведена первая операция по онкологическому профилю.

— Еще месяц назад, – отмечает Министр здравоохранения ЛНР Лариса Айрапетян, – здания были настолько разрушены, что не верилось, что мы сможем их в ближайшее время открыть.

Тем не менее, всего за две недели, онкологию удалось отмыть, разобрать завалы, очистить от мусора и привести в работоспособное состояние. Причем силами сотрудников, на одном энтузиазме – ведь люди, из-за карательных «инициатив» из Киева, в течение нескольких месяцев не получали зарплат. В это же время составлялся как можно более полный перечень повреждений в зданиях и необходимых для ремонта материалов, который уже передан в Минздрав и находится на рассмотрении.

Столь же ревностно старались сберечь и коллектив онкодиспансера: обзванивали «своих», приглашая вернуться в город, добирали из «чужих». И если две недели назад штат среднего медицинского персонала был укомплектован на 38%, то сейчас на рабочих местах более половины сотрудников. К настоящему моменту нет ни одного направления из существовавших ранее, по которому не велся бы прием.

— Сохранить и снова открыть учреждение удалось благодаря, прежде всего, самим сотрудникам – врачам, медсестрам, санитаркам. Все собрались, и буквально за две недели здание, от которого оставалось буквально 20%, привели в порядок, – подчеркнула Министр здравоохранения.

И наконец, всего через две недели после полной разрухи, в реанимационном отделении 30 октября была проведена первая онкологическая операция – субтотальная резекция желудка. Не просто операция со скальпелем, а высокотехнологичный процесс с использованием современных технологий. Благодаря этому манипуляции практически бескровны, не грозят большой кровопотерей и не потребуют переливания крови. Для оперативного вмешательства задействовано особое оборудование – ножи, разрезающие ткань, сразу же локализуют кровотечение.

— Огромная заслуга руководства Республики и Ларисы Леонидовны Айрапетян в том, что все уникальное оборудование, которое еще до войны считалось передовым для уровня регионального, было сохранено, и мы смогли быстро привести здание в порядок, провести бакисследования и получить разрешение санстанции на открытие, и возобновили проведение операций, – считает заместитель главврача по медицинской части Наталья Лофицкая.

На вопрос, насколько онкология востребована сейчас, готовый ответ дает сама жизнь: около 700 жителей Республики за первые дни работы диспансера пришли на прием к онкологам в поликлинике. В отделение госпитализировано в настоящее время уже 48 пациентов, которые ждут своей очереди на оперативное лечение. И если в первый день была проведена одна операция, то на следующий было запланировано уже четыре. Единственное, в чем сейчас ощущается крайняя потребность – медикаменты, специализированные дорогостоящие препараты для проведения лечения и поддержания состояния онкологических больных. Список составлен, передан в министерство здравоохранения ЛНР, в ближайшее время ожидаются поставки.

Кроме того, предприняты все меры предосторожности на случай внештатных ситуаций: реанимационное отделение оснащено мощным электрогенератором. Так что даже если света не будет во всем городе, здесь можно будет не прерывать начатую операцию, в отделении будет свет, вода, тепло, не отключится от сети и аппаратура у послеоперационного больного.

— Руководством ЛНР здравоохранение обозначено в числе приоритетов, – подчеркнула Лариса Айрапетян. – Но эта больница окружена особой заботой. Она очень сильно пострадала, поэтому сюда в первую очередь будут выделены строительные материалы и направлены строительные бригады для проведения восстановительных работ.

Это лето оказалось одним из самых тяжелых для медиков периодом. Наверняка у тех, кто не сбежал, не сдался, не спрятался за спины других, а по велению долга и по зову души ежедневно в тяжелейших и опаснейших условиях продолжал спасать жизни людей, бывали и минуты отчаянья. Но, как отмечает и.о. главного врача Луганского республиканского онкологического центра Александр Владимирович Торба, руководство Республики и Министерство здравоохранения как могли старались поддерживать медицинских работников.

— Поэтому состояние оставалось и остается работоспособным, тем более в настоящий момент, когда уже начаты выплаты медикам, – отмечает руководитель. – Это, естественно, поднимает дух и настрой на то, чтобы работать. Даже в таких, пока еще достаточно сложных условиях.